В силу ряда причин стал вопрос о внедрении в компании процессного управления. Под процессным управлением я понимаю следующий алгоритм:
- описание бизнес-процесса,
- согласование и утверждение бизнес-процесса,
- обновление описания процесса и регламентирующих документов при изменениях в процессах,
- автоматизация бизнес-процессов,
- отслеживание целевых показателей отдельных процессов,
- согласование различных процессов в компании.
Моя задача – сформулировать правила и подобрать оптимальные программные продукты для этого алгоритма.
Организация работ
Начинать эту работу я думаю надо с подготовки списка процессов для отдельного сбытового подразделения. Например – для Интернет-магазина. Для начала описывать можно не все, но ключевые процессы. Под ключевыми предлагаю понимать те из процессов, которые создают добавочную стоимость для клиентов.
К описанию процессов у меня есть несколько требований:
- отдельные процессы описываются в отдельных документах,
- в описании процессов указаны вход и выход,
- работы в рамках процессов именуются глаголом или глагольной фразой, обозначающей действие,
- описание процесса должно включать исполнителей,
- для процесса должен быть указан владелец.
На роль модельера бизнес-процессов для Интернет-магазина претендует маркетолог и менеджер по HR. Если ни один не справится – у меня есть вакансия специалиста по веб-технологиям и я могу скорректировать требования к соискателю.
Выбор инструмента описания процессов
Что бы облегчить согласование и утверждение процессов все процессы должны быть визуализированы в едином типе нотаций. В качестве рабочей версии я рассматриваю нотации BPMN, IDEF0 и функциональную диаграмму. Возможно выбор нотации будет зависеть от выбранного программного обеспечения, хотя правильнее выполнять поиск софта под нотацию. Но я настаиваю на графическом отображении процессов – так они легче читаются и упрощается процедура их согласования.
Ещё хотелось-бы иметь некий инструмент обсуждения процессов. Например – Wave. Но я допускаю, что сотрудники предпочтут печатные версии процессных диаграмм.
После утверждения процесса он вносится в единый репозитарий процессов. Требования к репозитарию:
- поддержка выбранного типа нотаций,
- разделение утверждённых (AsIs) и черновых (ToBe) версий процессов,
- генерацию регламентов (должностных инструкций) на основе процессных моделей.
Для репозитария придётся использовать что-то “тяжёлое”, типа ARIS или Инталев-Навигатор. Хотя хотелось бы обойтись SaaS-приложениями, но боюсь найти такой веб-сервис будет трудно.
Говорить об автоматизации пока преждевременно. Пока же можно предполагать:
- Zendesk в качестве единой папки “Входящие”
- 1C 8.1 (там есть какой-то модуль для настройки процессов)
- RunMyProcess
Ход отдельных процессов будем отслеживать инструментами встроенными в средства автоматизации. Т.е. пока о них не говорим. А согласование процессов в компании есть часть функциональности репозитария.
Резюме
Из всего вышесказанного следуют несколько вариантов дальнейших действий:
- либо выбрать тип нотации и подбирать под неё софт,
- либо отталкиваться от того, что есть в Wave и пробовать наладить коллективную работу с этим приложением,
- либо искать продвинутый репозитарий и все последующие работы делать в нём.
Причём логичнее начинать прорабатывать вопрос начиная с последнего варианта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий