четверг, 8 апреля 2010 г.

Об управлении "по целям"

Был тут у нас давеча разговор с менеджером по персоналу о целях для сотрудников. И мы оба сошлись в том, что цели для сотрудников нужны. Только вот где их взять?

Текущие цели
Текущие цели - это задачи которые ставятся по ходу текущей работы. Пытаясь построить "управляемую компанию" мы выстроили вертикаль власти. Соответственно текущие задачи сотрудникам могут поставить непосредственные руководители.
Нужно ли нам тут что-то менять? Есть организационные формы, которые более эффективны чем иерархические структуры. Построение вертикали власти было оправдано на этапе перехода из малого в средний бизнес. Теперь такой подход лишает нас гибкости, в частности в плане использования знаний и навыков узких специалистов.
Нам надо говорить о матричной организации. Но как строить матричную организацию мы пока не знаем. Поэтому на данном этапе достаточно построить систему управления на основе заявок для сотрудников вспомогательных служб. И при этом сохранить такие важные элементы иерархической структуры как единоначалие и возможность проконтролировать работу отдельного сотрудника. Именно этим мы занимаемся через запуск хелпдеск (Zendesk).

Финансовые цели
Для тех сотрудников, чей вклад в продажи возможно оценить, мы используем сдельно-премиальную систему оплаты труда, в которой переменная часть привязана к финансовым показателям. Сейчас мы расширяем использование этой системы (маркетологи, например). Но хотелось бы что бы эта система стала более стройной и целостной. Сделать это можно только через повышение качества финансовой отчётности. Имея управленческий отчёт о прибыли и убытках, мы сможем увязать отдельные его строки с деятельностью тех или и ных подразделений и сотрудников.
Что сдерживает нас на этом пути? Теория ограничений критикует существующий подход к управленческому учёту. Если мы рассматриваем Теорию ограничений как ключевую методику управления компанией, логичнее и систему учёта строить согласно ей. Но Теория ограничений не даёт пока целостной системы, в рамках которой мы могли бы получить полноценный отчёт о прибыли и убытках. Или я отстал от жизни? Вообще, если подходить с точки зрения определения "узкого места", то мне кажется что именно система учёта станет нашим следующим ограничением после площади склада. Как подтвердить или опровергнуть это предположение?

Цели стратегические
У нас есть три стратегии. И с точки зрения классического стратегического управления (например, Системы сбалансированных показателей) наша задача разбить цель стратегии в цели подразделений, и далее - в цели отдельных сотрудников. Но с точки зрения Теории ограничений - каждая из стратегий в данный момент имеет только одно ограничение. И только им есть смысл заниматься, и только для него есть смысл ставить цели. Таким образом стратегических целей будет всего три и исполнителями для них будут конкретные сотрудники, в чьей компетенции находится "узкое место".

Если переходить от слов к делу. В направлении "целеполагания" сегодня мы строим систему управления для вспомогательных специалистов. И пытаемся снять наше ограничение - площадь склада. Куда сместится ограничение после этого мы не знаем, но уже думаем, как отследить перемещение ограничения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий